НОВЫЕ ЗНАНИЯ = НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ: о рекреационном потенциале Ленинградской области, проблемы и решения

В настоящее время рекреационное направление в Ленинградской области развивается достаточно активно, практически в любом районе области, в любых более-менее красивых, а порой и не очень, местах можно найти аренду домов, турбазы и подобные объекты для проведения досуга. Стандартно такие объекты создаются по шаблонной схеме: авторская идея, оформление концепции, реализация на местности, предложение на рынке услуг. Алгоритм простой и схема вполне рабочая, но не лишенная недостатков. Во-первых, в ряде районов конкуренция на рынке рекреационных услуг достаточно высока, а все предложения плюс-минус однотипны. Многие люди почему-то стараются использовать уже готовые решения, видя их плюсы – «раз у соседа работает, значит и у меня получится». При этом в упор не замечая минусы – копирование стандартных предложений (самое банальное и распространенное – аренда коттеджей) ставит новый проект в один ряд с уже реализованными и уже имеющими свою целевую аудиторию на данной территории. Вопрос конкурентоспособности в таких условиях становится более чем актуальным, а решение его отнюдь не очевидно, поскольку не закладывается в проект изначально. Во-вторых, почему-то стандартной ошибкой подобного подхода является отсутствие внятной стратегии развития. Видимо, по умолчанию считается, что достаточно запустить проект, и он будет эффективно работать вне зависимости от того, что будет происходить вокруг через год-два-три. 

Когда запущенный проект, по тем или иным причинам, начинает не оправдывать ожидания владельца, начинается поиск новых решений. За последние два года ко мне уже было 7 подобных обращений, причем не только из Ленинградской области, но из Архангельской и Карелии. Вопрос был один – есть ли в нашей местности какие-либо объекты, которые помогут развитию рекреации, привлечению посетителей и новой целевой аудитории?  Подобный спрос заставил задуматься, ведь историко-природных объектов, порой достаточно выразительных и с историей, у нас в области несколько сотен. В основном они полузабыты и нередко разрушаются, хотя еще столетие назад многие из них были центрами локальной общественной  и духовной жизни. Можно суммировать: везде что-то есть, вопрос в том, что никто не знает, как это наследие можно задействовать в развитии территории. 

Именно из оценки этой ситуации возникла идея проекта Актуализации скрытого историко-природного ресурсного потенциала. Но, естественно, проект охватывает не только природные почитаемые места, а ориентирован на более широкий спектр объектов и концепций, включая виртуальные и информационные направления. Территория региона богата не только незаслуженно забытыми историко-природными памятниками, но и обладает огромным сопутствующим нематериальным наследием – фольклорными и культурными смыслами, позитивными событиями, научными достижениями и т.п. Не менее важными критериями, характеризующим территорию, являются логистические и смысловые взаимосвязи между объектами. Многое из этого наследия, к сожалению, тоже забыто, либо остается непонятым, и в итоге мы имеем достаточно обезличенную территорию, освоение которой идет по самому примитивному пути – распродаже земли под застройку без учета культурных и природных особенностей территории. Максимум, что в таком случае обычно используется, это название нового СНТ (ДНТ), имеющее отсылку к историческому прошлому местности. Весь прочий потенциал и его возможности остаются за скобками подобного подхода. 

Для объективной оценки историко-природного потенциала для любой локации  были выявлены базовые критерии, позволяющие сделать вывод о перспективности той или иной территории в количественном и качественном отношении. Проведенная в этом направлении аналитическая работа показала интересный факт, действительно, при создании рекреационных объектов возможности и потенциал вмещающего ландшафта у нас используются, в лучшем случае, на 35%. Такие проекты можно пересчитать по пальцам одной руки. Обычно и того ниже – 15-20%. Эти оценки показали высокую перспективность развития данного направления. Подчеркну, это не целевая оценка какого-либо рекреационного проекта, а оценка с позиций эффективного использования локального контента. При создании тех же тур.баз, гостевых домов и т.п. просчитываются исключительно сами проекты, но возможности потенциала окружающей местности в развитии этих объектов, практически не учитываются, либо учитываются исключительно выборочно (например, в формате «рыбалка на ближайшем озере»). При этом финансовые вложения в актуализацию потенциала территории будут составлять проценты от стоимости самого проекта, ведь в этом направлении не подразумевается проведение сложных строительных, инженерных или земельных работ. Данный историко-природный потенциал уже есть, и он представляет собой «возобновляемый» ресурс, не требующий сложной эксплуатации, задача лишь в его актуализации под конкретный рекреационный проект. При этом следует заметить, что реализованные подобным образом рекреационные решения могут быть не только самостоятельными направлениями в развитии того или иного проекта, но и подспорьем для локальных производств, например, при моногородах.  

Сейчас в тренде такие понятия как «антикризисные решения», «возобновляемые ресурсы», «устойчивое развитие», и предлагаемый проект актуализации историко-природного потенциала позволяет не только способствовать сохранению самих объектов, культурной аутентичности территории, но и экономическому развитию. Как может культурное и природное многообразие территории повлиять, например, на инвестиционную привлекательность, можно наглядно увидеть на рисунке ниже. 

Реализация проекта позволит лучше знать и понимать местность, воспринимать её сильные стороны и взаимодействовать с ними. Культурное и природное многообразие территории является залогом устойчивого развития, поскольку в случае кризиса (любого рода), именно многообразие обладает большей вариативностью возможностей для новых решений, позволяющих найти выход из кризисных ситуаций. Например, это может позволить компенсировать влияние таких возможных проблемных моментов как изменение климата (при сезонной ориентации), изменение целевой аудитории и подобных.

 

 

 

Вячеслав Мизин
vyacheslavmizinspb@gmail.com