«Команда по отсекам: по местам стоять, к погружению!»

Всеволод Леонидович Хмыров, контр-адмирал в отставке, Герой России, участник Антикризисного медиа-центра Зеленого Креста, побеседовал с Юрием Шевчуком. Вместе они размышляли над тем, насколько подводная лодка и планета Земля похожи между собой, и что из этого следует.

  • slide
  • slide

- Какими качествами должны обладать подводники? Насколько особенными, непохожими на остальных, людьми, они должны быть?

- Не сказал бы, что особенными… Есть противопоказания – например, клаустрофобия, но таких людей мало. Уживчивость в коллективе нужна. Не бояться огромных масс воды нужно. Но всему этому учат. Подводники проходят очень серъезную подготовку, прежде чем отправиться в первое плавание.

- Учат, в том числе, и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях?

- Совершенно точно! Учат и методам спасения в случае аварии, и борьбе за живучесть корабля, и правилам использования  индивидуальных аппаратов, и как ликвидировать аварию, если это возможно, и как вести себя в нештатной ситуации…

- А действительно, как?

- Коротко говоря, оставаться на месте, где тебя застиг сигнал тревоги и принять меры к нераспространению опасности – огня, воды, дыма – на другие отсеки. Вплоть до того, что задраить проход из аварийного отсека перед собой.

- То есть, в обязанности подводника вменяется пожертвовать жизнью?

- Не совсем так. В обязанности вменяется выполнить приказ. А для этого надо, как минимум, выжить. Желательно выжить всем, и с сохранением в строю боевой единицы флота. Но если выжить всем невозможно, то нужно минимизировать потери.

- Мы сейчас все в подводной лодке, у нас на борту пожар и дым проникает в жилые отсеки. … Для нас сейчас очень важно не паниковать попусту, а постараться остаться людьми даже перед лицом непреодолимой силы. Для этого, вероятно, нужна особая мораль – мораль предапокалипсиса. Потому для нас так ценен Ваш опыт моряка – подводника. Я слушаю Вас, и количество вопросов у меня не уменьшается – например, возник вопрос, как жить потом людям, знающим, что их товарищ пожертвовал своей жизнью, чобы они остались жить? Или – как нам отделить суицидальные настроения в обществе от самопожертвования? Ведь поведение людей, считающих, что мир плох и должен быь обновлен, часто на практике неотличимо от поведения тех, кто считает, что мир нужно спасти ценой собственной жизни – например, и те, и другие отказываются иметь потомство… 

- Как жить ценой жизни товарищей… Я хорошо знаком с историей катастрофы подводной лодки К-219, потому что являлся командиром этой лодки. Дело было в 1986 году. В тот поход на корабле был другой экипаж  и им командовал мой товарищ, но ситуацию на корабле я изучал подробно. 

Взрыв ракеты в шахте вызвал химическое заражение и нарушил герметичность корпуса корабля, от отравления сразу погибли три человека в отсеке, где находилась шахта. По инструкции требовалось промыть аварийную шахту. Начали промывать, но получилось еще хуже, вызван пожар и лодка стала наполняться водой. Единственным выходом стала эвакуация плавсостава. Но до того, как покинуть лодку, необходимо было заглушить реакторы. К сожалению, из-за пожара и отказа автоматики стержни, заглушающие ядерную реакцию, до конца не опустились. И тогда в реакторный отсек был послан матрос, который, используя физическую силу, довел стержни в реактор. Он погиб. Но это была единственная гибель при попытке ликвидации аварии на борту лодки, все остальные моряки, используя индивидуальные средства спасения, вышли на палубу,  и были эвакуированы надводным судном. 

Рассказал  я эту историю к тому, что жертвы в нашем очень сложном, технологически далеко не безопасном мире, по-видимому, неизбежны, но их можно и нужно минимизировать. И второе – в этом факте я вижу в первую очередь не самопожертвование, а выполнение боевого приказа. Для этого нужен специфический настрой личности и другая мораль.

- Приказ – это для военных. Но мы тут все в основном люди гражданские, у нас нет боевой задачи, которую нужно выполнить, рискуя жизнью. Нам-то зачем поддерживать живучесть нашего корабля – Земли? Пусть природа сама разбирается…

- Дело в достоинстве Человека. Всегда, конечно, можно сдаться без борьбы с заведомо непреодолимой силой, которой и является экологическая катастрофа… Но ведь можно попробовать научиться управлять кризисом. Я знаю, вы предлагаете два способа управления – создание отдельных территорий устойчивого развития – это как бы задраить отсеки и тем самым хотя бы выиграть время, пока не придет помощь – и второй способ управления кризисом, мне кажущийся более верным – доведение до людей, принимающих решения о будущем различных стран, правдивой информации об экологической обстановке в мире в целом  и в их странах в частности. Возможно, это и получится. Успехов вам. Только не опускайте руки.

- Надеюсь на вашу помощь, Всеволод Леонидович!

 

Беседовал Юрий Шевчук («Зеленый Крест»)