Тайные силы летописной веси

В наше время глобальной катастрофы активизируются попытки создания "ковчегов" - экологических поселений, зон устойчивого развития и т.п. Исследователи обращаются к опыту этнографов, изучавших этносы, погруженные в природу, строящие или построившие биологическую цивилизацию без разрушения окружающей среды. Как оказалось, для того, чтобы познакомиться с жизнью народа, живущего в гармонии с природой, не надо путешествовать далеко - достаточно отъехать от Петербурга на 300 километров и попасть в загадочную, мистическую "Вепсарию" - страну вепсов, где не строят заборов, где деревянные православные храмы соседствуют с языческими капищами, где древность и современность неразрывно переплетены...

Автор фотографии: Фёдор Лашков

Есть на планете особые места силы, в которых мощная энергия её ядра на стыке материков насыщается незримой духовной магией народов, которые обживают такие линии разломов. Вот и под древней рекой Свирью русская плита, соприкасаясь с Балтийским кристаллическим щитом, порождает нечто, заряжающее всё окружающее особыми свойствами. Не случайно река соединяет великие Ладожское и Онежское озёра, а поблизости образовался чистый исток для трёх океанов. К нему сначала стремились предки самого загадочного народа в Европе – саамов, а вслед за ними летописная чудь или весь, о которой писали много веков назад не только путешественники с Запада и Востока, но и первый летописец Руси Нестор, родившийся в столице голубоглазых и седовласых с младенчества людей – Белоозере. По иронии исторической судьбы его соплеменники, владея многими искусствами и влияя на разных правителей Руси и события международного масштаба, письменностью не владели более тысячи лет, оставив о себе лишь устные предания и описания освоивших грамоту соседей. В этой странности, вероятно, заложен особенный смысл, который сохранился до нынешнего столетия самым ценным культурным наследием – кодом духовного могущества над природой и другими людьми, пока он остаётся тайным.

Потому и происходят на географической вершине Ленинградской области, которая называется официально Вепсовской возвышенностью, трудно объяснимые наукой явления. Потомки летописной веси и в столетие новых технологий беседуют с лесными и речными духами, домовыми и банниками, идя со своими бедами к знахарям-нойдам или к заветным деревьям, ручьям и камням. Поэтому здесь, как в сказке, леший-лембой может очаровать породистую лошадь и заботиться о ней в таёжной глуши в самые суровые зимние месяцы так, что она ни в какую не вернётся домой, а серые волки могут вывести заблудившегося человека на дорогу. Вот и едут к вепсам за чудесами из разных уголков России и планеты. Кто-то к нетленным мощам главного вепсского подвижника Александра Свирского, а кто-то к знающим тайны людям – тедоям, которые сильны, пока заветные слова не стали известны чужим людям.

В прежние времена сила таких слов была востребована в каждой вепсской деревне. Пастухи обязательно шли к местному знахарю, прося обход – особый договор с невидимым, но могущественным хозяином леса – метс ижандом. С таким обходом пастуху можно было отдыхать у костра, не переживая за пасущихся коров. Как только он развязывал свой пояс, они, как по команде, разбредались в поисках лакомства, но стоило ему этот пояс вновь завязать, животные дружно возвращались. И это невероятное управление действовало и на стихии. Знающие люди останавливали особым ритуалом пожары и вызывали ветер или дождь. Но стоило слову утратить таинство, чудесная сила пропадала, а виновный страдал от недугов и напастей.

Потому настоящих вепсов отличает некоторая замкнутость и закрытость при общении с посторонними. Они и дома свои испокон веков строили не в ряд, а на том холме, на котором был безмятежный сон перед началом строительства. Сокровенные знания, видимо, им передали саамы, нойды которых тоже удивляют научный мир невероятными способностями.

Их мистические способности не раз использовали новгородские князья в междоусобных стычках с Киевом. А когда им стал править князь Владимир, то повелел лучшим вепсским воинам с семействами перебраться для защиты о степных кочевников на Днепр. После этого вепсские земли были завоёваны новгородцами. И если русские поселенцы жили в Присвирье соседскими общинами, то вепсы – семейными. Они приняли на формальном уровне и христианство, но в душе так и остаются настоящими людьми леса, верящими в силу духов.

Даже в больших столичных городах потомки летописной веси находят друг друга для создания новых семей, а старейшие люди рода благословляют их особыми словами и ритуалами. И если человек из вепсского рода оказывается на природе, то он ощущает себя вежливым гостем в том мире, где у деревьев, трав, рек и озёр есть свои покровители, которые подчиняются по своей доброй воле главному хозяину леса Метя Ижанду, а он только верховному богу всех финно-угров Юмалу.

И потому идущие в лес за дарами оставляют его покровителям гостинец в виде кусочка пирога, яйца или монетки, кланяются хозяевам стихий и просят разрешения на сбор или ловлю.

Автор фотографии: Фёдор Лашков

Берут лишь столько, чтобы покормить свою семью и соседей, чтобы не истощились природные богатства. И так продолжалось из века в век более тысячи лет. При строительстве вепсы рубили в прежние времена деревья только в зимнее время, когда они спят, также выбирая каждое тщательно и со знанием дела. Сосны должны быть поющими, глина звонкой, а вода живой и прозрачной. Став частью домашней постройки, деревья сохраняли контакт с новыми хозяевами, став частью особой души, связанной с пространством и временем, покровительствуя хорошему дому. В каждом вход охраняла голова щуки, кости которой напоминают своим строением древнее оружие и крест. От злых чар берегла дома ветка можжевельника. И особой силой для вепсов всегда были тайные слова, способные управлять людьми, животными и стихиями. В этих тайных словах звучат библейские мотивы, но обращения направлены на представителей лесного сообщества и явления природы. В этой гармонии, где важен был как паучок в углу, так и расположение звёзд над головой, звуки и краски окружающего мира, и складывалось вековое счастье вепсского народа, основанное на почитании всего живого. Об этом я в одном из сказов написал: «Жили так от века к веку чуди-веси удальцы, деревень дыханьем близким, дуновеньем ветра чистым, жен приглядом глаз лучистых, да весельем и задором светловласой и послушной, доброй в играх детворы».

 

Петр Васильев, краевед, писатель, член Общественной Палаты Ленинградской области