Всю свою жизнь мы только и делаем,
что берем в долг у будущего,
чтобы заплатить настоящему.
Мориц Готлиб Сафир

Какой Вы видите нашу планету и жизнь на ней через 20-30 лет? Представляется Вам процветающая Земля или голая безжизненная планета?
Наверное, каждый из вас не так давно сталкивался со статьями, новостями, посвященными такой теме, как экологический кризис. Говорят и пишут о нем в последнее время все чаще, но движения в сторону улучшения ситуации, к сожалению, не наблюдается.
Так кто же и как может предотвратить надвигающуюся катастрофу? Возможно, стоит обратиться к “креативному классу” молодежи. От того, будут ли молодые люди экологически сознательными и активными, зависит то, в каком мире люди будут жить через пару десятков лет. Ждет ли Россию (и мир в целом) эскалация экологического кризиса? Или молодое поколение, представителям которого сейчас 18-30 лет, проявит озабоченность состоянием окружающей среды и найдет способ выхода из кризиса?
Эти вопросы интересовали социологов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) при проведении исследования, посвященного изучению мнения студентов Университета об экологическом кризисе современности. Расскажем Вам о самых интересных и важных результатах социологического исследования.
Итак, 341 человек принял участие и заполнил онлайн-анкету в период с 23 ноября по 7 декабря 2018 года.
Центральным понятием исследования выступил «креативный класс», обозначивший категорию людей, готовых менять мир и заинтересованных в решении экологических проблем современности. Он составил всего 10% студентов, обучающихся в СПбГУ. Именно эти представители молодежи хорошо осведомлены об экологической ситуации в мире, прибегают к различным экологическим практикам в повседневной жизни и пытались когда-либо решить экологические проблемы, с которыми сталкивались (правда, только в 1 из 3 случаев добились успеха). А что насчет остальных 90% респондентов? Их исследователи обозначили кодовым словом “обыватели” – это студенты, не признающие экологические проблемы или не принимающие меры по их решению. Как мы видим, даже среди представителей студенчества уровень экологической культуры остается низким, экологическое сознание практически отсутствует. Данный факт - свидетельство дефицита экологического образования в нашей стране и умения (или желания?) прогнозировать последствия антропогенного воздействия на окружающую среду.
Большинство респондентов считает именно человека способным повлиять на экологическую обстановку, как в худшую, так и в лучшую сторону. Также студенты продемонстрировали высокий уровень осведомленности о мировой ситуации в рамках экологического кризиса. Однако большая часть из них входит в категорию “обывателей”, не стремящихся к решению экологических проблем. Здесь налицо пассивность и перекладывание ответственности на других: “мы знаем, но нас это не касается, пусть этим занимается кто-то другой”. Причем под категорией “кто-то другой” понимаются не представители администрации, а отдельные граждане нашей страны. Тем не менее, себя они, видимо, в эту категорию не включают...
Что касается самого мнения студенческой молодежи об экологическом кризисе, то здесь респонденты однозначны в своих прогнозах: уже неблагоприятная экологическая ситуация продолжит ухудшаться во всем мире в ближайшем будущем (63% обещают такой исход в течение следующих 5 лет).
В экологических практиках респонденты отдают предпочтение тем видам деятельности, которые можно осуществлять самостоятельно. Так, треть из них сортирует мусор и воздерживается от покупки потенциально вредных для окружающей среды товаров. Респонденты не участвуют в митингах в защиту окружающей среды, кроме того, не готовы или не могут в силу различных причин жертвовать деньги на экологические проекты. Уже занимаются благотворительностью только 9% опрошенных. Такая тенденция легко объяснима тем, что основной доход студентов составляет помощь родителей. Это не позволяет респондентам выделять часть денег на какие-либо эко-проекты. Одним из важнейших шагов в борьбе с экологическими проблемами также является сокращение потребления ресурсов. Сегодня ⅓ респондентов уже сокращает потребление таких ресурсов, как: вода, электроэнергия, газ, одежда, предметы гигиены, товары длительного пользования.
Таким образом, экологические практики в повседневной жизни студентов все-таки присутствуют. Но как обстоит дело с эффективностью предпринимаемых мер? Здесь все гораздо печальнее. Большинство респондентов сталкивалось с различными экологическими проблемами в своей повседневной жизни: с загрязнением воздуха и воды, со свалками и избытком мусора, с недостаточным количеством зелёных насаждений. Однако только ⅓ респондентов пыталась решить проблемы своими силами. Это говорит о некой пассивности студентов в решении проблем. Респонденты отдали предпочтение небольшим мерам, которые можно осуществить самостоятельно, без привлечения большого числа “соратников”. Так, наиболее эффективными мерами оказались субботники и жалобы в различные инстанции, а также - публикации материалов в социальных сетях. В противоположность, наименее эффективными респонденты признали меры, направленные на массовые действия. Среди них - митинги и подписание петиций.
Из числа же тех, кто пытался решить проблемы, меньше ⅓ добились успеха посредством своих действий. Таким образом, выстраивается следующая ситуация: нельзя признать действия “одного человека” однозначно эффективными. Доля добившихся успеха в решении проблем обесценивает мнение респондентов о субботниках и жалобах
как об эффективных, они слабо способствуют решению проблем. Вполне вероятно, что “массовых” действий респонденты не предпринимали вообще - об этом говорят данные об участии в митингах, где о наличии подобного опыта высказался только один человек. Но кто знает, возможно именно “массовые” действия приведут к успеху...
Что же в итоге? Получается, что студенческая молодёжь сегодня пытается воздействовать на экологию маленькими шагами: сортируя мусор, убираясь на субботниках. Большим действиям, “массовым”, “официальным” - таким, как митинги, - они то ли не доверяют, то ли не придают большого значения. Могут ли локальные меры спасти мир, которому респонденты не обещают в будущем ничего хорошего? Сказать пока сложно, но ясно одно: всё же студенты не хотят бросать планету на произвол судьбы и стараются сделать хоть что-то, что может, как они думают, ей помочь.
Сегодня тот самый “креативный класс”, который уже сейчас способен что-то изменить, крайне мал. Но всё же хочется сказать, что у нас еще есть надежда на экологически процветающую планету. Для этого нельзя полагаться в решении проблем экологии только на “креативный класс”. По результатам исследования можно говорить о возможности обывателей войти в группу “креативных”. Для этого необходимо повышать уровень экологической культуры и внедрять экологические практики в группе “обывателей”. Совместными усилиями двух групп может вестись эффективная борьба с экологическим кризисом, то есть, борьба за общее счастливое будущее нашей планеты.

 

Авторы: Артемова Маргарита, Горьковая Ольга, Гузева Дарья,
Короева Вероника, Матыкина Виктория


Loading Conversation