Пик «цикла Бонда» поздней античности: гибель цивилизации

Примерно с середины третьего века нашей эры, в Азии – раньше, в Европе – позже, климат резко изменился. Началось очередное катастрофическое событие по «шкале Бонда», где изменения климата подчиняются 1500-летнему циклу. Хотя причины изменения климата были одни и те же – изменения в положении Земли относительно Солнца - в каждой географической точке это проявлялось по-разному. 

В истории этот период получил название Позднеантичного малого ледникового периода или Климатического пессимума раннего средневековья. Он отразился на всем Земном шаре. Его полное окончание относят к 7 веку н.э., когда средние температуры воздуха вернулись к современным значениям. Результатом его явилось падение развитой цивилизации на всех просторах Евразии, сокращение численности населения от Китая до Европы (в Европе население упало с 39 миллионов до 10 млн., в Китае уменьшилось в пять раз), произошел резкий культурный и антропологический разрыв с предшествующей цивилизацией. Фактически прежнее население цивилизованных стран вымерло или было истреблено, а его место заняли чуждые прежней культуре народы. 

Примерно такую же картину мы наблюдаем и сейчас, при очередной смене циклов Бонда. 

Изменение климата характеризовалось следующими, отмеченными в летописях, событиями: были сильные ливни, непогода, наводнения, массовый голод, неурожаи, поздние заморозки. Появились новые заболевания – в частности, проказа. Климат стал более влажным, а зимы более суровыми. К тому же он включал в себя климатическую аномалию – похолодание 536 года, когда температура летом колебалась в пределах от 1 до 2 градусов по Цельсию, а Солнце, по выражению хрониста Прокопия Кесарийского, «светило как Луна», сквозь дымку, державшуюся полтора года. Гибли посевы, постоянный мрак окутал всю планету. Столь сильное похолодание было вызвано извержением вулканов в тропиках (Кракатау, Илопанго, Рабаул), а также в Исландии. Извержения, землетрясения, цунами, выпадения вулканического пепла продолжались до 547 года. Это событие погрузило все северное полушария во мрак на десятилетия, нанесло цивилизации ужасный урон, от которого она смогла оправиться только к 640-ым годам. Произошла очередная так называемая «вулканическая зима», которых было достаточно много в истории человечества.

Вместе с вулканами пришла и неизвестная ранее болезнь – Юстинианова чума, первая зарегистрированная пандемия, охватившая Европу, Африку и половину Азии, продолжавшаяся не менее полувека и вызвавшая гибель 25 миллионов человек в Европе и не менее 66 миллионов – в Азии. Для человечества численностью в 300 миллионов это была глобальная катастрофа, ведь в итоге умер каждый третий. Распространению чумы способствовали стихийные бедствия, превращающие в климатических беженцев целые народы со своим домашним скотом, а также блохами, зараженными чумой. Похолодание же, что сезонное, что глобальное, заставляет мелких носителей блох, например, крыс и мышей, держаться ближе к человеческим жилищам… 

Тогда же начался новый цикл переселения народов – в бегство от холода ринулись народы, ранее успешно сопротивлявшиеся климатическим переменам. Вот некоторые примеры.
Миграция баваров из Богемии на территорию Реции; начало масштабного переселения англосаксов в Британию; вторжение славян и антов в Иллирию; славяне доходят до побережья Балтийского и Северного морей, попадают в Северную Италию, в предгорья Альп, верховья Рейна и низовья Дуная, река Эльба становится славянской почти на всём её течении; тем временем гибнут лесные археологические культуры Восточной Европы, такие, как мощинская; начинается нашествие аваров на Европу; эфталиты разрушили процветающие государства Индии…
В Америке начинается упадок Теотиуакана; начинается голод, возникший вследствие засухи.

Исторические последствия климатического пессимум раннего Средневековья трудно переоценить, он навсегда поменял места проживания десятков народов, стал причиной множества конфликтов и привёл к падению западной части Римской империи – все вместе в исторической науке это принято называть Великим переселением народов. Волн Великого переселения было несколько, потому что воздействие изменения климата было не равномерно по всей планете, где-то замедляясь влиянием гор или океана, а где-то ускоряясь из-за особенностей пустынной местности. Начало этого процесса находится в степях внутренней Монголии и Забайкалья, откуда кочевые племена сюнну начали свой поход за лучшей жизнью. 

Кочевники

Корень событий, потрясших всё пространство Евразии от Испании до Китая, лежал в природных циклах, которые определяли развитие кочевых цивилизаций, перемещающихся по простору от Средней Азии до Монголии. 

Жизнь кочевых народов была зависима от прихотей природы гораздо сильнее, чем жизнь оседлых цивилизаций. В то время как земледелец имеет запасы, способные помочь ему пережить неурожайный год, кочевник же имеет только одно средство спасения – бегство в более благоприятное место. Пример возвышения и падения государства воинственных конников, приводящих в ужас своих оседлых соседей, самым прямым образом коррелируется с климатическими колебаниями. 

Кочевники проживали на границе двух физико-географических зон - гумидной, располагавшейся к северу от бескрайних степей, для которой был характерен влажный климат, и аридной, которая примыкала к степи с юга и обладала сухим климатом с высокой температурой воздуха. Планетарные изменения климата неизбежно влияли на изменение природного облика этих зон, самым прямым образом отражающегося на жизни племён, их населявших. При смещении физико-географической зональности к северу происходило опустынивание степей, делающее скотоводство и земледелие на этих территориях невозможным, а обратное смещение зональности превращало степи в обильные пастбищные угодия, зато на север степи наступали леса, превращая лесостепную зону в таёжный край. 

Расцвет кочевых империй в 4–2 веках до нашей эры был вызван так называемым «увлажнением степей» - процессом, во время которого аридная территория Средней Азии превратилась в плодороднейший регион, благодаря увеличению уровня влажности. В жизни кочевых племён, населявших данную территорию, на несколько веков вперёд наступило «Золотое время». Ранее пустынные земли превратились в пастбища для скота, а на окраинах степи племена Средней Азии начали создавать оседлые поселения. В Европе этот период начался примерно тогда, когда в Азии завершился – в 250 году до н.э. и получил название Римского Климатического оптимума.

Процесс увлажнения происходит по законам гетерохронности периодов повышенного увлажнения зон. Данный закон заключается в том, что в случае увлажнения аридной зоны, усыхает зона гумидная, а при увлажнении зоны полярной идет одновременное усыхание гумидной и аридной зон, но возникает активное увлажнение зоны субтропической. На примере событий, протекавших в державах кочевников 4–2 века, можно увидеть увлажнение аридной зоны. 

«Во 2 веке до нашей эры хунны заводят в Джунгарии земледелие. В это же время китайские военные реляции о численности отбитого у хуннов скота говорят об огромных стадах, которые хунны пасли в пределах Монгольского Алтая, а усуни - в Семиречье. При неудачных набегах на хуннов, когда те успевали отойти, добыча исчислялась тысячами голов скота, а при удачных - сотнями тысяч. И это в местности, представляющей сейчас пустыню! Цифрам следует верить, так как полководцы сдавали добычу чиновникам по счету и могли утаить часть добычи, но не завысить ее количество. Богатым скотоводческим государством, способным выставить до 200000 всадников, было царство Кангюй, простиравшееся от Тарбагатая до среднего течения Сырдарьи. Иссык-Куль в наши дни не сообщается с теряющейся в песках р. Чу, но на картах того времени Чу показана вытекающей из Иссык-Куля и впадающей в широкое озеро. Все это говорит о повышенной увлажненности и относительно густой населенности этих районов в то время.» - так Лев Николаевич Гумилёв описывает в своей работе состояние хозяйства кочевников Средней Азии.

Формируется Держава хунну, которая распростёрлась от Манчжурии на западе до Гималаев на востоке. Их набеги в 3 веке до нашей эры заставили китайцев начать постройку сети оборонительных сооружений, в наше время известных как Великая Китайская стена. 

Хунну завоевали абсолютное господство в степи. В 170-х годах до нашей эры они завоевали Восточный Туркестан и подчинили племена усуев. Между 174 и 165 гг. до н.э. хунну победили юэчжей, их вождю Кидолу они отрубили голову и сделали из неё чашу. Юэчжи вынуждены были бежать на запад к границам Греко-Бактрийского царства на реку Сырдарья.

Однако уже к началу первого века источники начинают фиксировать аномально холодные зимы и засухи, подобных которым не видели уже множество лет.  Значительно уменьшились пастбищные земли, заведённое хунну земледелие погибло, а вместе с этим погибла и Хуннская держава. В 71 году Китай в союзе с племенами усуней нанес сокрушительное поражение хунну, захватив 40 тысяч пленных и до 700 тысяч голов скота.  В 93 году коалиция Китая, и кочевых племён сяньби, динлинов и чешисцев разбили хунну в битве при Их-Баяне, а в 155 годусяньбийский вождь Тяньшихуай разгромил хунну, что привело к расколу хуннского этноса на четыре ветви, из которых одна слилась с победоносными сяньбийцами, другая — мигрировала в Китай, третья осталась в горных лесах и ущельях Тарбагатая и бассейна Чёрного Иртыша, четвёртая с боями отступила на запад и к 158 году достигла Волги и нижнего Дона. Поход четвёртой ветви даст старт Великому переселению народов и приведёт потомков хунну в Италию, где они захватят Медиоланум, бывший тогда столицей Западной Римской империи. Таким образом проявил себя процесс усыхания аридной зоны, достигший своей кульминации в 3 веке нашей эры.

Вынуждены были ютиться около горных склонов и непересыхающих озер и победители хуннов - сяньбийцы. Они расселились по южной окраине Гоби, вплоть до восточного Тянь-Шаня. Прежние методы ведения хозяйства усыхание климата сделало невозможным. Усуни частью подчиняются Китаю, частью уходят в горный Тянь-шань, сменившие их потомки хуннов - юебань - заселяют склоны Тарбагатая. Кангуй, ещё некогда славящийся огромным поголовьем скота дробится на несколько малых племён, а в 3 веке окончательно подчиняется другим кочевым народам. Поскольку не удаётся обнаружить внешних причин такого синхронного кризиса народов Средней Азии, то можно сделать вывод, что главную роль в этом сыграло изменение климата. Все эти события показывают на конкретных примерах к каким последствиям привело крушение натурального хозяйства кочевников. 

Кроме историографических источников усыхание находит и другие подтверждения. Так исследователь Л.С. Берг отмечая, что озеро Балхаш, находящееся на юго-востоке нынешнего Казахстана, обладает слишком малым уровнем солёности по сравнению с другими бессточными среднеазиатскими озёрами, предположил, что «Балхаш некогда высыхал, а в дальнейшем опять наполнился водой. С тех пор он еще не успел осолониться». Высыхание большей части Балхаша датируется 3 в. н.э., так как карта эпохи Троецарствия (220-280 гг.) показывает на месте Балхаша небольшое озеро, по контурам соответствующее наиболее глубокому месту Балхаша в наше время. Обмелел в это же время и Иссык-Куль, а Аральское море, по словам Аммиана Марцеллина,  превратилось в "болото Оксийское", такое название наглядно даёт понять, насколько процесс усыхания поменял ландшафт Средней Азии. 

Однако одновременно с этим происходит увлажнение гумидной зоны. На северных территориях появляются пригодные для сельского хозяйства земли. Уже с середины 4 в, на север переселяются теле, находят себе место для жизни жужани, немного позже туда же отступают ашина, и им всем там нашлось место. Шла борьба за власть, а не за землю, из чего можно сделать вывод, что характер борьбы, определившийся к концу 5 века, указывает на рост населения, хозяйства, богатств.

Процесс переселения кочевых племён стал возможен лишь тогда, когда появились свободные пастбища. В противном случае аборигены оказали бы пришельцам такое сопротивление, которое не могло быть не замечено в Китае и, следовательно, должно быть отмечено в хрониках. Из этого следует, что переселенцы заняли пустующие земли, учитывая способ хозяйствования кочевников, для которого характерно полное использование земли, это может означать только то, что вследствие увлажнения появились новые луга. Так в Великой степи завершилась первая стадия климатического кризиса.

Китай

В начале первого века до нашей эры Китай представлял собой один из центров мировой культуры, он уже обладал тысячелетней традицией государственного управления, развитой системой бюрократии и налоговых сборов. В Китае происходил расцвет культуры, философы и поэты безустанно творили. Ремесленники обуздали природные богатства недр, изделия из бронзы, выполненные мастерами из Китая, не имели себе равных во всём мире. Металлурги работали с серебром, золотом, свинцом и даже обучились обращению с железом. Также китайские ремесленники смогли получить алюминий, до создания которого европейцы дойдут только к 18 веку. Гончары достигли большого успеха в работе с фарфором, а ткачи создали шёлковые ткани высочайшего качества.

Новшества не обходили стороной и сельское хозяйство. Китай издревле жил благодаря водам двух великих рек - Янцзы и Хуанхэ, но эти реки славились своим буйным нравом, для них характерны были частые разливы и смена русел, одна только Хуанхэ в древности меняла русло шесть раз, за что была получила название «блуждающая река» и «река тысячи бедствий». Для того чтобы побороть стихию и получить возможность безопасно возделывать земли, были построены сети ирригационных каналов, которые значительно увеличили посевные площади и обезопасили урожай от внезапных разливов. Совершенствовались орудия труда, что значительно увеличило производительность сельского хозяйства. В городах амбары были полны зерном, крестьяне отдавали государству пятую часть урожая и этого хватало на содержание огромного войска и многочисленного чиновничества.

Расцвет ремёсел позволил китайским товарам стать желанными по всему миру. К середине первого тысячелетия до н.э. начал складываться Великий шёлковый путь, по которому в Европу потекли чудесные фарфоровые изделия и шёлковые ткани, ювелирные изделия, чай и рис. А в Китай потоком полилось золото, пряности, благовония и драгоценные камни. Торговля приносила баснословные прибыли, в это время в Китае родилась поговорка: «Для того, кто хочет стать богатым: земледелие хуже ремесла, ремесло хуже торговли». Крестьяне массово перепрофилировались в торговцев и ремесленников.

В быт китайцев плотно вошли импортные товары, в связи с этим резко возросла потребность в создании товаров на продажу. Появилось множество новых шелкоделен и ремесленных мастерских, резко развилась металлургия. 

Спрос на китайские товары был так велик, что стала ощущаться нехватка рабочих рук. В ответ на спрос, с запада в Китай потянулись караваны невольников. Повсеместно вырастали рынки, торгующие рабами. Рабы заменили китайцев в шахтах, они заботились о тутовых шелкопрядах и следили за лаковыми деревьями.

Невольников использовали также и в качестве слуг в домах знатных людей. Тысячи рабов имели крупные чиновники и торговцы, при дворе императора десятки тысяч рабов обслуживали господ чиновников, имея мелкие обязанности, рабы порой просто склонялись без дела.  

В результате в китайском обществе произошёл переход, значительно увеличивший число людей, не производящих пищу. Торговцы, чиновники, рабы и надсмотрщики потребляли еду, которую производила значительно уменьшившаяся крестьянская масса. 

Государственная власть начала уделять гораздо меньше внимания сельскому хозяйству, оно и не удивительно, структура китайской экономики сильно изменилась, торговля стала приносить гораздо больше денег. 

Самым плачевным образом сказались реформы Шан Яна, который в середине 4 века до нашей эры разрешил свободную продажу земли. Поначалу они дали плоды, но к первому веку нашей эры привели к настоящей катастрофе. Китайский историограф Бань Гу так описывает сложившуюся ситуацию: «Поля богатых протянулись вдоль и поперек, а у бедных не стало места, где воткнуть шило. Кроме того, у них [богатых] выгоды от рек и озер, богатство от гор и лесов, как может бедный люд не страдать? Военные и трудовые повинности в 30 раз больше, чем в древности, земельный и подушный налоги, сборы за соль и железо в 20 раз больше, чем в древности, некоторые обрабатывают поля крупных землевладельцев за половину урожая. Поэтому бедный народ постоянно одевается в шкуры животных, ест пищу собак и свиней.» Стали катастрофически сокращаться посевные площади, вместо риса богатые землевладельцы стали выращивать тутовые и лаковые сады. 

Стала разрушаться система ирригационных каналов, как из-за увеличения частоты стихийных бедствий, так и потому что государство перестало выделять средства на поддержание её в рабочем состоянии. 

Вместе с этим наступили неурожайные годы, хлеба стало не хватать, а прокормить многомиллионный Китай одной торговлей было невозможно.

Когда же стало не хватать и денег в казне, привыкшая к роскоши китайская знать ответила на снижение доходов, поступавших с крестьян, введением новых налогов. «Наложили оброк на продажу вина, взяли в казну продажу соли и железа, отлили серебряную монету, ввели в употребление кожаные кредитные билеты; даже наложили пошлину на телеги, водоходные суда и весь домашний скот. Силы народа истощились и государственные доходы оскудели. К сему присоединились неурожайные годы, и повсюду возникли разбои; дороги сделались непроходимыми...» - так первый русский китаевед Н. Я. Бичурин описывает сложившуюся в Китае обстановку. Вместе с этим налогом обложили сначала детей с семилетнего, а потом и трехлетнего возраста. 

Налоговый гнёт заставил бедных крестьян становиться либо купцами, либо ремесленниками. Скупая освободившиеся поля крупные землевладельцы посылали обрабатывать посевы рабов. Производительность труда невольников была крайне низка. 

Китайская экономика и общество медленно разлагались. В начале первого века по стране прокатились восстания невольников на рудниках. Китай балансировал на грани бездны, любая трагическая случайность могла обрушить государство и случайность не замедлила появиться.

В первом году нашей эры скончался император Ай-ди, после него на престол взошёл малолетний Пин-ди, регентом при котором стала его бабка Великая вдовствующая императрица Ван. Реальная же власть перешла к фавориту императрицы - Ван Ману. Позже он заявит, что прежняя династия потеряла Небесный мандат и официально станет императором, но в глазах многих он так и останется узурпатором, не имеющим никаких прав на престол. 

Ван Ман был сторонником конфуцианства и считал, что династия Хань потакала сильным и обижала слабых, что люди наживались за счет других. Он решил прекратить это за счёт проведения реформ.

Была возвращена древняя система «колодезных полей» по которой ни одна семья не могла владеть участком, который превышал 2 гектара. Всем безземельным были выданы участки. Покупка земли и рабов запрещалась. Запрещалось также и негосударственная чеканка монеты, которая была довольно распространена и приводила к порче монеты. Семьи много лет кормившиеся с этого вынуждены были либо нарушать закон, за что они подвергались суровой каре, либо нищенствовать, поскольку не знали других профессий.

Изменением подверглось и ведение площадной торговли. Был установлен контроль за ценами, целью которого было предотвращение накопления богатства в одних руках и за счёт этого увеличить доходы государства. Вместе с этим было введено регулирование за ссудными процентами и национализированы золотые прииски. Реформы дали свои плоды, доходы в казну резко возросли. 

За неисполнение законов вводилось крайне жестоко, огромное количество человек было осуждено за продажу полей, рабов и выплавку монеты. Катастрофическим образом реформы повлияли на торговлю, многие купцы остались без занятий, продовольствие и товары пропали с рынков. Но самое сильное сопротивление нововведения получили от аристократии. Они саботировали передачу земли безземельным крестьянам и всячески противостояли императорской власти. В 12 году Ван Ман отменил указ о передаче земли, была разрешена частная продажа рабов и земли. Но это не примирило императора с аристократией, уже в 17 году был введён закон, облагающий частных рабов большим налогом, начались новые волнения. 

Неудачи ожидали Ван Мана и во внешней политике. До этого у Китая сохранялись доброжелательные отношения с Державой хунну, но новый император решил сделать из доброго соседа верного вассала. Когда от вассальной присяги отказался вождь хунну, Ван Ман силой произвёл в вожди одного из хуннских князей, обманом оказавшегося у него при дворе. На это хунны ответили войной. Быстрым ударом хунны уничтожили все приграничные укрепления и превратили северные земли Китая в пустошь. Торговля по Великому шёлковому пути, на которой много лет держалась экономика Китая была остановлена. 

Ко всем бедствиям добавились и природные катастрофы, за 10 лет Хуанхэ три раза разлилась, уничтожив посевы и унеся с собой тысячи жизней и обрекая на смерть десятки тысяч людей. Наступил трехлетний голод. Такого в Китае не помнили многие столетия. 

В глазах простого народа бедствия были вызваны карой за узурпацию власти, а не обветшанием ирригационной системы, о которой никто не заботился десятилетиями. 

Голод, война и буйство стихии погрузили множество людей в нищету, это вызвало восстания. Ван Ман поначалу не обращал внимания на повстанцев, отправляя свои армии на борьбу с хуннской угрозой. Когда же наконец волнения достигли таких размеров, что их больше не получалось игнорировать, на подавление были отправлены армии, которые вскоре были разбиты.

Кроме простого народа восстание подняла и старая аристократия во главе с царевичем Лю Сю. Совместным ударом народ и знать захватили столицу и казнили узурпатора. Но вскоре и между ними разразилась борьба победителем из которой вышел Лю Сю. 

Для Китая начало первого века выдалось катастрофическим, люди голодали, хозяйство пришло в упадок, множество территорий были разрушены войной, хунны захватили северные области и разоряли китайские земли постоянными набегами. Вместе с этим по стране прокатилось нашествие саранчи и засухи, погубившие урожай. 

В этих условиях новый император должен был как-то восстанавливать страну. Но первым, что восстановил Лю Сю стала династия Хань. Но на этом он не остановился, были проведены реформы, во многом схожие с теми, что пытался провести Ван Ман. Он раздал конфискованную у аристократов землю беднякам, освободил частных рабов и снизил налоги. 

Такой же острой оставалась угроза хунну, они сумели завоевать для своего ставленника значительную область на севере Китая, полностью подчинили пограничные земли, были возвращены все территории, которые когда-то принадлежали хунну, разрушительным набегам подвергались даже внутренние области Китая. Хунны одержали грандиозную победу, Китай не мог ничего противопоставить воинам степей, но могла природа. 

В начале первого века области, на которых проживали хунну поразила засуха, прибавившееся к этому нашествие саранчи и эпидемия, со скоростью лесного пожара охватившая голодающие племена унесла больше людей, чем двадцать лет войны.

Из-за природных бедствий голову вновь подняла партия сторонников мира, хунны извлекали значительную выгоду от торговли с Китаем, они получали необходимые ремесленные и сельскохозяйственные товары, которые кочевое хозяйство не способно было произвести. Кроме этого, кочевники получали свою часть от осуществления торговли через Великий шёлковый путь, которая прекратилась из-за войны. 

В 48 году восемь южных родов хунну перешли под китайское подданство и начали защищать границу от своих сородичей. Раскол привёл у тому, что от Державы хуннов один за одним начали откалываться подчинённые народы. Восстали племена уханей и сянби, до этого активно участвовавшие в походах на Китай. В 71 году вся армия хунну погибла при отступлении после успешного набега на кочевья усуней, кони не могли добраться до травы из-за наледи, неподкованные копыта лошадей ломались об ледяной наст. А летом того же года хунну поразил голод, причиной которого стал падёж скота от мороза и невозможность засеять поля и собрать урожай.

Хотя угроза кочевников не была полностью снята, но на долгие десятилетия кочевники отвлеклись на междоусобные войны. К 215 году южные хунну окончательно перестали быть независимы, когда над ними был поставлен китайский наместник.

Китайская держава выстояла в первом веке, успешно проведя реформы и защитившись от кочевников, в этих условиях ещё удивительнее понимать, что через сотню лет в Китае наступит эпоха троецарствия, единое государство расколется на три части, ослабленный междоусобными войнами Китай не сможет помешать кочевникам захватить север страны и создать там собственные государства. 

Рассмотрим причины «китайского кризиса 3 века», известный в историографии под названием Троецарствия, который подобно такому же кризису в Римской империи надолго погрузил государство в смуту и поставил его на грань разрушения.  

В на рубеже 2 и 3 веков Китай потряс политический кризис. В начале второго века поменялся состав правительства, ученые конфуцианцы, до этого руководящие страной, были верны в первую очередь государству, а не правителю, они нередко противились решениям императоров, следуя конфуцианским нормам. Замена нашлась в среде евнухов, не ограниченных никакими нормами морали, они неукоснительно исполняли любую волю деспота, при этом беря взятки в поразительных масштабах, вызывая этим ненависть в среде простого народа. В основном евнухи не были этническими китайцами, ими становились юноши, взятые в плен в войнах или присланные в дар из соседних вассальных государств.

«Официальный» государственный аппарат, включая его наиболее значительные посты, занимались высокообразованными чиновниками, зачисленными на императорскую службу на основании прохождения многоуровневых государственных экзаменов.

Чиновники гордились своим знанием работ классиков конфуцианства, и верностью конфуцианской идеологии. Существует много примеров, когда в результате расхождения своей точки зрения с императорской они предпочитали быть сурово наказанными, но не поступаться принципами. 

С точки зрения императоров, евнухи были более «управляемы», чем чиновники. У евнухов не было моральной поддержки от официальной идеологии, не было семьи или независимых источников дохода. Большинство евнухов не имело формального образования, кроме существовавшей в минскую эпоху дворцовой школы для евнухов, нэйшутан; нередко даже высокопоставленные евнухи были неграмотны. Своим положением и благосостоянием они были обязаны личной преданностью вышестоящим евнухам, членам императорской семьи, в чьём услужении они состояли, или непосредственно императору.  Ввиду этого императоры нередко использовали евнухов для выполнения разного рода важных поручений, часто в противовес конфуцианским чиновникам, не одобряющим тот или иной императорский проект.

Против евнухов в 184 году восстало крестьянство, измученное поборами. Вдохновителями восстания стали учёные даосцы, последователи учения Лао-цзы, также подвергнутые гонениям со стороны евнухов. 

Лидер восстания Чжан Цзяо объявил себя «Желтым небом», «небом справедливости» в противовес «Синему небу» насилия. Сторонники даосизма создали своё теократическое государство на территории северной Сычуани.

Но восстание не поддержала армия. Регулярные части с лёгкостью громили необученные крестьянские отряды, к 205 году восстание «жёлтых повязок» окончательно было потоплено в крови. 

В 189 году умер император Китая, оставив после себя двух малолетних сыновей, армия поддержала одного наследника, а евнухи другого, в результате этого евнухи обманом заманили и убили лидера военных полководца Хэ Цзиня, после чего военные вырезали всех канцеляристов-евнухов и установили свой режим.

Правление военных оказалось ещё более разнузданным, в своих бесчинствах они совершили невозможное - превзошли евнухов. Против правления военных восстало земское ополчение, руководимое крупными землевладельцами и провинциальной знатью. Ополчению удалось победить армию в 196 году.

Верховная власть исчезла, вместо неё возникло множество мелких государств аристократов, руководивших в провинциях. Каждый мелкий царёк пытался укрупнить свои территории, воюя с соседями. Этот процесс закончился к 210 году, когда образовалось три крупных царства, объединивших все китайские земли.

Каждое из царств имело свою особую структуру. На северо-востоке возникло государство, руководимое аристократом Цао Цао, он благоволил талантливым людям, которые могли быстро сделать карьеру и разбогатеть на службе. Цао Цао правил от имени последнего императора династии Хань, но уже к 220 году его сын сам узурпировал власть и нарёк свою династию Цао-Вэй.

На юго-востоке появилось царство У, в котором господствовало конфуцианское учение, опираясь на выгодное географическое положение у великой реки Янцзы, его лидер, полководец Сунь Цюань, боролся за верховную власть над всем Китаем.

В Сычуани осели лидеры разгромленного восстания «жёлтых повязок», опираясь на кондотьерский отряд они создали даосское государство, но не сумели получить поддержки от некитайского населения области и были захвачены войсками царства Цао-Вэй в 264 году.

Изначально царство Цао-Вэй выражало интересы землевладельческой знати и военных, но в ходе борьбы за власть армия снова победила чиновников, в 265 году полководец Сыма Янь сверг императора и создав новую династию Цзинь, которая завершила покорение Китая в 280 году. 

В результате века непрекращающихся битв за власть Китай превратился в пепелище, население уменьшилось в три раза. Ослабленный Китай не смог противостоять переселению кочевников, бежавших от засухи их пастбищ.

Вначале кочевники, оседавшие на границе Китая, хотели только мира, к китайцам приходили измученные люди, просившие возможности поселиться на берегах рек, чтобы кормить скот. Но вельможи и помещики хватали их и продавали в рабство в далекий Шаньдун, для издевательства сковывая попарно хунна и кула.

Всю эпоху Троецарствия хунны себя не проявляли, их поведение трудно было отличить от поведения китайцев, некоторые из хуннов участвовали в восстании «жёлтых повязок», позже они поддержали войско Цао Цао лошадьми, чтобы избежать уничтожения от его рук. У хуннов было достаточно своих проблем, чтобы участвовать в китайских междоусобицах. Пик осушения степей, начавшийся в 3 веке, заставил хуннов сдвигаться на юг, следуя за своей природной зоной. 

В Китае в это время было также не спокойно, едва успев объединиться государство вновь было разорвано гражданской войной. На этот раз её вели наследники престола - Сыма Ин и Сыма Юй. Потеряв поддержку чиновников из-за строгости и высокомерия Сыма Ин решил опереться на хуннов. Он послал хуннского царевича Лю Юаня в родные степи, чтобы тот собрал там войско. 

Лю Юань, являясь законным правителем всех хунну, имел огромную поддержку, большинство хуннов ненавидели китайцев и мечтали о собственном правителе. Лю Юань стал союзником Сыма Ина, но боролся он за независимость своего народа и возврат ему былого могущества.

Но пока Лю Юань собирал войска, Сыма Ина захватили в плен, тогда Лю Юань в 309 году объявил себя императором Китая. В 311 году он захватил столицу империи Лаоян, где хунну выместили всю свою ненависть к Китайцам, устроив страшную резню. Хунну продвигались на юг до самой реки Янцзы, на рубежах которой китайцы смогли организовать оборону. 

Развитие событий было трагическим, весь северный Китай пал под властью кочевников, многие китайцы бежали на юг, а на месте Северного Китая появилось новое государство - Северная Хань, которое вскоре тоже распадётся на два государства.

От власти кочевников на юг бежало множество крестьян, они заняли все незаселённые земли на юге, освоили целинные земли, поэтому сельское хозяйство там больше не имело пути к экстенсивному расширению, оно могло улучшаться только интенсивно. Получили распространение новые агротехнические технологии и улучшенные орудия труда. Начали строиться дамбы вдоль морского побережья, широко распространена стала система орошения. Южный Китай из бедного и малозаселённого региона превратился в обильный край с огромными пашенными пространствами. 

На севре же происходило смешение культур, китайцы совсем не хотели подчиняться захватчикам, то и дело вспыхивали восстания, но хуннам удавалось их подавлять. Все это сопровождалось голодом и болезнями. Вместе с этим всё больше проникались китайской культурой и сами хунны, при этом не забывая свои исходные традиции, происходило складывание новой культуры. Получил распространение буддизм, который нёс просвещение, знакомил кочевников с высокой культурой и выгодно отличался от конфуцианства тем, что не требовал участия китайцев, для которых кочевники были завоевателями и врагами. При правлении хуннов в Китае буддизм достиг своего расцвета, он до сих пор является одной из трёх основных религий Китая. Буддизм, как и христианство, являлся идеальной религией времен кризиса. Он объяснял грехами родителей несчастья детей, давал надежду на перерождение и показывал выход из этого мира в мир, где отсутствуют страдания через аскетизм и самопознание. 

Ужасающие события развернулись на севере Китая в 350 году. Когда к власти прорвался Жань Минь, он был выращен при дворе хуннского императора, но по происхождению был китайцем, после смерти императора он захватил власть и призвал к уничтожению хуннов, на волю прорвалась вся ненависть китайцев к захватчикам, убивали всех, кто был хоть сколько-нибудь похож на хунна, происходил настоящий геноцид. Кочевники бежали на окраины империи, где грабили китайское население, чтобы добыть пищу. Империя пришла в запустение, поля были разорены, по стране прокатилась чума.

Но на помощь хуннам пришли сянбинцы и тибетцы, вместе они подавили восстание, войска южного Китая, пришедшие на помощь соплеменникам, были разбиты, а кочевники захватили долину Хуанхэ.

В это время наконец закончилась эпоха засухи в степях, начался период увлажнения. Кочевые государства до этого представлявшие малочисленные племена, живущие в немногочисленных оазисах, превратились в могучие союзы воинов, их количество резко возросло. Напротив, земли Китая, куда бежали хунны, снова стали непригодны для кочевого хозяйства, осколки хуннского государства ослабли. Тангуты, кочующие в Великой степи, захватили северный Китай, подчинив себе территории, которые некогда были завоеваны хуннами.

Тангуты, составляя меньшинство населения не решились на конфликт, новым государственным принципом становилась терпимость, все народы были объявлены равными, конфуцианству благоволили, как основной религии китайского чиновничества.

Тангуты развили успешное наступление на южный Китай, но всё-таки они оставались инородцами для всех, их разноплеменно войско не хотело сражаться за своих новых господ, поэтому во время боя оно разбежалось. Вместе с этим распалась и Тангутская держава, вместо неё образовалось восемь независимых княжеств.

Воспользовавшись этим, южные китайцы вновь попытались объединить страну, им даже благоволила судьба, они легко захватывали одну землю за другой, но в процессе они учинили такой разбой, что китайцы, жаждавшие освобождения целый век увидели в них не защитников, а новых захватчиков, поэтому предпочли им иго кочевников.

Это поменяло ход войны, племена табгачей объединили северный Китай, но также потерпели поражение при попытке похода на юг. Вместо этого в 495 году они создали на севере поистине китайское государство, если прочие завоеватели оставались в парадигме кочевников, при всех изменениях в нравах для них мнение родовых общин продолжало играть роль, то табгачи создали империю, в которой у кочевников была такая же задача, как и у оседлых - подчинятся правителю. Жители стали рассматриваться не как китайцы или табгачи, а как подданные императора. Успокоение народ должен был найти в буддизме, который призывал не обращать внимание на мирскую суету.

Система работала пока народы чувствовали свою различность, в императоре они видели арбитра, гасящего межплеменные раздоры, но уже к началу 6 века из кочевников и китайцев создался один этнос. Но этот процесс закончился только в центре империи, на окраинах кочевники и китайцы вдруг вновь обнаружили, что ими руководят инородцы. Снова на окраинах начались восстания. 

Война наложилась на страшнейший год во всей средневековой истории, в 536 году заморозки, вызванные вулканической активностью,  достигли своего пика, наступил ужасный голод, пережить который в Китае смог только один из пяти. 

В 547 году наконец Китай был объединён, южный Китай добровольно вошёл в состав северного, но ненадолго, вскоре Китай опять погрузился в ужасы междоусобных войн. Но то уже были не войны кочевников с китайцами, а битвы китайцев за власть. За 3 века китайская нация переварила всех кочевников, пришедших её завоевать. Но за это ей пришлось заплатить серьезными антропологическими изменениями.

Пять веков описанные выше представляют для Китая череду бедствий, население Китая уменьшилось во много раз, непрекращающиеся войны и сильное ухудшение климата привело к катастрофически малым урожаям, которые в свою очередь вызывали голод. 

В результате войн и природных бедствий навсегда изменился облик Китая, из-за длительного разделения на север, покорённый варварами и юг, свободный от ига, возникли две отличные культуры - южнокитайская и северокитайская. Распространение получил буддизм, на который опирались кочевые правители, он до сих пор является одной из основных религий Китая.

В итоге на примере Китайской империи мы видим, как события Великого переселения народов, вызванные климатическим пессимумом раннего средневековья повлияли на образ всей страны. Подобно Римской империи, Китай пережил свой кризис третьего века, также его половина была завоёвана воинственными кочевниками, которые вынуждены были покинуть свои пастбища из-за изменений климата. Среднеазиатские кочевники, подобно варварским королям в Европе, образовали на территории Китая свои варварские державы на осколках более развитой цивилизации. Но разрушив старое, захватчики перемешались с аборигенным населением и смешавшись с ними создали новые культуры и этносы. 

Мы также видим и то, что несмотря на ведение подробных исторических хроник, в целом китайские интеллектуалы не смогли сопоставить исторические события с их климатическими первопричинами. Воспоминания о прошлом пике «цикла Бонда» в 8 веке до н.э., когда засуха вызвала нашествие кочевых племен и правитель Чжоу вынужден был переехать из Цзунчжоу — первоначальной столицы государства — в Чэнчжоу, никак не связывались с новым циклом. Поэтому история Китая того времени, равно как и современная, представляет собой метания без осознания происходящего. Миф о том, что у Китая есть долгосрочная стратегия развития, на самом деле опровергается всей историей страны и, особенно, поведением её элиты в период смены климатических эпох, просто пытающейся решать проблемы ситуативно. Китайская элита так и не смогла создать адекватное представление о постоянно меняющемся мире, не смогла в своем развитии дойти до того, что постоянные изменения – это и есть смысл существования живой материи, что счастье человека – не в неизменности, а в изменчивости. Понятие, что счастье есть не цель, а путь к цели, Китаю пришлось заимствовать у буддистов. В Китае отсутствует пласт и направление эсхатологической литературы. 

Таким образом, Китай как минимум дважды не извлек уроки из пережитых им пиков «циклов Бонда» и к пику нового подобного цикла он пришел без всякого плана, просто повторяя путь промышленно развитых держав по построению материальной основы – если не коммунизма, то общества всеобщего благосостояния, по примеру «старшего брата» развивая выплавку чугуна, стали и искусство балета. 

Китай не создал новой предапокалиптической этики, у него даже отсутствует массовая фантастическая литература про апокалипсис, хотя есть достаточно много серьезных футурологических работ. Хотя, казалось, у кого, как не у самого древнего из продолжающих существовать народов мы должны были бы получить опыт действий в катастрофу.

 

Всеволодом Задорожным, студент ВШЭ