Пандемия коронавируса: чего ждать?

На протяжении долгих недель коронавирус - главная тема политической и медиа повестки, а также разговоров «на кухне». Делать прогнозы берутся многие, мы же решили посмотреть на эту ситуацию со стороны прошлого опыта человечества. Эколог и публицист Юрий Шевчук отвечает на вопрос о том, как пандемия нового вируса гриппа, а также её возможные последствия в политике и экономике, скажутся на образе жизни людей.

 

Вероятно, все изменения будут очень быстро нивелированы. Эпидемия СПИДа также поначалу вызвала изменения в морали человечества, практически погасив «сексуальную революцию», но прошли годы, и мы не можем сказать, что сейчас люди живут нравственнее, чем во времена молодежных бунтов 68-го года. Экономические кризисы также очищали воздух в городах и воду в реках, но проходил год, от силы – два, и нагрузка на природу только возрастала.

Куда больший интерес представляют изменения в общечеловеческой морали, которые появлялись в ней после любых бедствий – мировой войны, пандемии, Малого ледникового периода Средних Веков, и так далее. Обобщая опыт человечества, мы можем сказать, что кризисные явления в окружающей среде являются полезными либо нейтральными для процессов эволюции человечества, до тех пор, пока они не влекут за собой заметное для интеллектуалов (людей, занимающихся умственным трудом) сокращение степеней свободы в их образе жизни, поступках и творчестве.

Ближайший исторический аналог происходящих событий - Великая чума 1348 года, унесшая до 1/3 населения Европы, до 1/2 населения стран Арабского мира. Историк Жорж Дюби так описывает последствия эпидемии: “Города укрываются за цепью своих укреплений, замуровываются в крепостных стенах. Тех, кто по ночам пытается проникнуть в город, убивают. Или, наоборот, обезумевшие жители ищут спасения, сбиваясь в банды, рыскающие в окрестностях города. В любом случае, царил страх, жизнь замерла, между прошлым и будущим зиял разрыв. На период пятидесяти, шестидесяти лет, последовавших за эпидемией 1348 года и отмеченных рецидивами чумы, приходится один из немногих крупных переломов в истории нашей цивилизации. Из этого испытания Европа вышла с ощущением некоторого облегчения. Она была перенаселена. Демографическое равновесие было восстановлено. Благодаря обретенному благополучию художественное творчество не утратило своей жизненной силы. Но, в согласии со всем остальным, тон его стал другим.

В искусство внезапно ворвались несхожие мотивы - мрачный интерес к смерти и тяга к развлекательности. Францисканский пафос с самого начала XIV века проник в образцы самого высокого искусства: Ассизские сцены распятия трагичны, они взывают к состраданию, являя взору мучимую пытками плоть. После эпидемии эта плоть скорее отдает мертвечиной, всем видом своего разложения и своим оскалом смерти подталкивая к погоне за радостями жизни”.

Именно чума разрушила культуру Средневековья и подготовила Возрождение в Европе. Но та же чума, вызвавшая убыль населения и, вследствие этому, разрушение ирригационных систем и засоление почв на Востоке, принесла упадок утонченной цивилизации халифатов и сказок “Тысячи и одной ночи”. На Востоке экологический кризис погасил неразвитые свободы интеллектуальных кругов и сменил просвещенных властителей на жестоких и жадных кочевников. Справедливости ради стоит заметить, что чума нанесла завершающий удар, и кризис систем поливного земледелия к тому времени шел уже около 150 лет. Но факт остается фактом - если на Западе степень свободы творчества не была затронута экологическим кризисом (биографии Боккаччо и Леонардо да Винчи тому пример) и поэтому Запад путем внедрения определенных технических новшеств смог избавиться, пусть временно, от кризисных явлений, то исламский Восток не сумел решить технологическую задачу и стал жертвой опустынивания. Его население неуклонно сокращалось и лишь с приходом европейцев стало резко расти, что в наши дни вызвало новый, еще более жестокий кризис.

Угроза свободе поведения интеллектуальной части общества в этносоциальном аспекте в первую очередь проистекала от взаимовлияния других культур, иностранных обычаев, чужих стереотипов поведения, что и происходило в Средние Века и, в частности, вызвало такое быстрое распространение чумы в ставшем уже тогда глобальном мире. Это, в свою очередь, вызвало резкий взлет национализма, выразившийся вначале в создании абсолютизированных монархий, а завершившийся созданием мононациональных государств, и в итоге, вызвавший распад колониальных империй. Мы можем прогнозировать и в будущем дальнейшее стремление стран и народов к самоидентификации и отчуждению от соседей по планете, и любая пандемия – это дополнительный повод к обособлению. В то же время в мире присутствует феномен космополитизма, объясняющийся тем, что национальная ограниченность также угрожает свободе интеллектуальной элиты. Можно сказать, что интеллектуалам всего мира важно иметь возможность в любой момент становиться из патриотов космополитами и наоборот. Жан-Поль Сартр когда-то сказал: “Ад - это другие”. Легко прослеживаемое направление развития человечества - бегство из этого ада.

 

Юрий Шевчук, «Зеленый Крест».