Древние сакральные места Северо-Запада в XXI веке: место, тенденции и некоторые перспективы

Священные рощи, почитаемые камни, целебные источники… Места, овеянные легендами, чудесами и суевериями. Еще не так давно, в эпоху господства «исторического материализма», казалось, они навсегда остались в прошлом. Но и сейчас, в наши пост-индустриальные времена, не иссякает интерес к этим объектам. Какова их роль в современном мире? Почему они остаются актуальны в эпоху интернета? В этой небольшой заметке автором рассматривается ряд актуальных аспектов, позволяющих оценить современное положение древних природных почитаемых мест на территории Ленинградской области.

Количественная оценка

В 2014 году автором данной заметки была начата работа по составлению каталога сведений и упоминаний о почитаемых и соотносимых с ними объектах/местах на территории Ленинградской области. На данный момент можно говорить о более чем 620 объектах и местах (Рис. 1).

Рис. 1. Распространение сведений о сакральных и соотносимых с ними местах по районам Ленинградской области на июнь 2020 г. Сост. В. Мизин.

Очевидно, что сто лет назад их было в несколько раз больше, но сведения о многих просто не дошли до нас. Практически у каждой деревни были какие-то свои, местночтимые места и объекты. Что-то утрачено безвозвратно. Наиболее долговечные объекты, почитаемые камни - с углублениями, вырезанными знаками, сопутствующими легендами, сохранились лучше, чем деревья, срок жизни которых не велик. В каталог вошли упоминания о любых типах природных почитаемых объектов (камни, родники, деревья, холмы, рощи, пещеры и т.д.), имеющие как прямые (свидетельства «культа»), так и косвенные (топонимические, фольклорные и др.) указания на них.  Также отдельно рассмотрены потенциально соотносимые с ними объекты, т.е. объекты, соответствующие по ряду характеристик, но не имеющие упоминания «культа» (например чашечные камни, ряд деревьев с искусственными изменениями вблизи бывших культовых мест и др.). Помимо этого отдельно рассмотрены исследованные объекты, «культовое» значение которых не получило подтверждения (каменные лабиринты, камни с желобами, «дольмен Балашова» и ряд других спорных объектов). Рассмотрение этих объектов и их распространения,  позволит в будущем избегать ошибок при идентификации возможных новых находок. В особую категорию выделены традиционные сакральные места, «культ» и ритуальное значение которых возникли /фиксировались на протяжении ХХ – нач. XXI вв. Это в первую очередь новоосвященные источники (напр. родник в Каложицах), памятные места обретшие сакральное значение (напр. сосна в Лахте) в рамках традиционных представлений, некоторые камни (камень Серафима Вырицкого) и др. Следует подчеркнуть, что недавно возникшие культовые объекты рассматриваются исключительно в рамках их традиционной для нашей местности направленности. Соответственно, например, идол Перуна в каменном лабиринте и т.п. неоязыческое и нью-эйдж фэнтэзи не рассматриваются ввиду отсутствия подобных исторически обусловленных традиций на территории Ленинградской области. На взгляд автора изучение возникших в наше время «культовых» мест и связанных с ними традиций, позволят более детально понять аналогичные процессы, происходившие в прошлом, и является перспективным направлением в исследовании сакральных мест. Статистический охват территории позволил создать многоплановую картину сакральной географии области, охватить территорию целиком, выявить места локализации тех или иных типов памятников, соотнести их с историческим контекстом, уточнить детали распространения ряда объектов (например, нескольких типов культовых камней). Статистика позволяет выявить регионы, в которых  сохранилось «живое» отношение к почитаемым местам (западные и восточные районы области) и регионы, где сведения о сакральных местах в основном отсутствуют в современной устной традиции и  фиксируются по письменным источникам (Карельский перешеек). Особый интерес для исследований представляют районы с минимальным количеством упоминаний – Кировский, Тосненский, Киришский.  Изучение этой terra incognita в центре области, возможно, существенно дополнит общую картину сакральной географии нашего края. Отдельно стоит упомянуть и источники информации о сакральных местах. Если раньше сведения поступали по двум направлениям – из письменных источников и опросов населения, то сейчас к ним добавился интернет, поскольку в сети появляется все больше как отцифрованных старых изданий и публикаций, так и записанных современных воспоминаний старожилов о подобных местах.

Религиозный подход и выход за его рамки

До недавнего времени, а местами и сейчас в определенных кругах, существовало рассмотрение феномена сакральных мест в биполярной плоскости – монотеизма и политеизма. Акцент на условных языческих и христианских представлениях об этих местах, на взгляд автора морально устарел и не соответствует актуальной повестке. Наличие особого отношения к природным сакральным объектам, как в политеизме, так и в монотеизме ясно указывают на над-религиозную составляющую феномена. Взаимодействие с этими объектами составляет неотъемлемую часть человеческой природы. Почитание и особое отношение к природным объектам, таким как деревья и камни, есть не только в язычестве, но и в христианстве, буддизме, исламе. Упоминания о них есть и в Ветхом Завете, причем эти упоминания очень похожи на современные легенды, например о явлениях у деревьев или использовании воды, встречающиеся в т.ч. и у нас. Вряд ли можно допустить, что эти традиции могли распространиться из Ветхозаветных упоминаний, скорее всего, они являются частью более первичного взаимодействия человека с местом. По мнению автора, выйдя за рамки религиозно обусловленных представлений о сакральных местах, можно обозначить ряд иных плоскостей в понимании феномена.
В качестве примера можно привести статистику по изменению почитаемых мест, роли отдельного человека в этих изменениях. У многих таких мест есть свои условные «хранители» – люди, которые знают про эти места больше, посещают их чаще, живут возле них, с ними могут быть связаны их личные истории или истории их семей. И это отнюдь не наследники древних волхвов. Этот интересный современный социальный феномен еще предстоит изучить. С другой стороны можно привести спонтанно возникающие традиции, например, посещения и обустройства  священных родников, где какие-то древние идеи дополняются современными.  Еще пример, в ряде восточных районов области в ХХ веке были места, деревья и камни, которые можно назвать «рекрутскими», возле них собирались перед отправкой в армию. Понятно, что эта традиция возникла в XVIII–XIX вв, как ответ на актуальные социальные изменения в жизни деревенских общин, и к концу ХХ века уже исчезла. В наши дни возникают интересные архитектурные решения в оформлении природных почитаемых объектов, в основе которых лежит использование современных материалов.  Например, получило распространение открытое внешнему пространству оформление часовен при почитаемых камнях и родниках. Это не просто дизайнерская причуда, а современное вѝдение этих мест, в котором прослеживаются определенные правила (Рис. 2). Исследование всех этих современных живых моментов позволяет «держать руку на пульсе» жизни сакральных мест и дает гораздо больше многоплановой информации для понимания феномена сакральных мест, чем отрывочные летописные сведения.

Рис. 2. Два примера современных часовен «открытого» типа. Слева – «открытая» часовня на берегу Дымского озера, справа – «прозрачная» часовня у новоосвященного родника у Каложиц. Фото автора, 2009, 2018.

Динамика

В современном изменении сакральных мест можно выделить три тенденции.  Первая – былые святыни забываются и разрушаются. Ряд объектов, сведения о которых можно подчерпнуть из этнографии  начала ХХ века уже забыты. Некоторые культовые камни, известные еще в конце ХХ века сейчас уже забыты настолько плотно, что местные жители даже не помнят, где они точно расположены. Это естественный процесс де-актуализации подобных объектов. Вторая группа мест, это известные издавна места, например Пилловский или Сяберский источники (Рис. 3), которые по тем или иным причинам получили свою актуальную роль и развиваются в современном мире. Такие места как минимум имеют следы приношений, и как максимум оборудуются современной инфраструктурой. Третий тип это места, культ которых возникает уже в наши дни. Причем, здесь можно увидеть как продолжение старинных традиций, так и выдуманные «с нуля» алгоритмы. Современное изменение сакральных мест тесно связано с социумом и представляет прекрасный слепок с того, как подобные процессы могли происходить ранее. Особый интерес представляет возрождение былых традиций почитания природных объектов (камней, родников, деревьев), взаимодействие с ними и приношения. В ряде случаев можно уверенно отметить, что возрождение подобных мест происходит в народной памяти спонтанно и достаточно точно, при этом, зачастую не опираясь на известные письменные источники XIX в.

Рис. 3. Изменения вокруг камня следовика у святого источника в Пиллово наглядно демонстрируют одну из тенденций в изменении сакральных мест. Фото автора, 2007 и 2019 гг.

Неизученное: перспективы

Наиболее перспективными темами для будущих исследований естественно можно назвать наименее изученные места, хранящие свои тайны до настоящего времени. Каким бы странным это не показалось, но наша Ленинградская область еще полна настоящих тайн и загадок прошлого. На первое место в «топе» неразгаданных тайн области я бы поставил подводные каменные круги на дне Ладоги. Их нашли дайверы в начале 2000-х гг. вдоль западного берега озера на глубине около 10 м. Объекты, реальность которых не вызывает сомнения, но если выяснится, что это действительно древние сооружения, то это будет открытие, которое перевернет все представления о прошлом края. На втором месте будут совершенно невероятные курганы над родниками, о которых упоминал и которые раскапывал Н. К. Рерих. Эти непонятные конструкции под Изварой не имеют никаких аналогов, и совершенно непонятно кому, когда, и главное, зачем, пришло в голову насыпать над родниками курганы. Еще пример – на одной из шведских карт Ингерманландии XVII  века есть надпись «место, где нельзя строиться, потому что здесь живет старый бог». Что это за  странное место, в котором даже шведы лютеране не рисковали строить дома? Есть интересные казусы, например, старинная часовня, поставленная в аномальной зоне, которая исследовалась еще в советские годы. Есть и вещи, которые при поверхностном подходе кажутся непонятными, но при детальном рассмотрении, не несут в себе никаких тайн. К таким можно отнести каменные лабиринты на островах Финского залива.

К другой категории относятся объекты, открытие которых является лишь вопросом времени. К таким можно отнести петроглифы-писаницы (наскальные изображения выполненные охрой в неолите), открытые в Финляндии в 1960-х гг., граница распространения которых заканчивается на границе с Ленинградской областью. Очевидно, что они есть и в северной части  Карельского перешейка. После открытия деревьев карсикко на Гогланде стало очевидно, что следы этого, некогда распространенного обычая еще будут находиться и на материке, в западных районах области.  Любопытной находкой является кирпич с изображением «вавилона», найденный недавно в Выборге, что является первой находкой подобного изображения в Лен. области (читайте здесь). Происходят удивительные открытия и в других плоскостях, например, три года назад в лесах под Тихвином нашли вепсскую отшельницу, не знавшую русского языка и молившуюся Христу и Хозяину леса (читайте здесь). Это совершенно фантастические вещи, и они происходят здесь и сейчас. Можно только догадываться, какие еще неожиданные находки ждут открытия (Рис. 4).

Рис. 4. В 2020 году возле места одной несохранившейся старинной часовни было зафиксировано «дерево-следовик»: старая сосна с подрубленными ветвями, на которой, на высоте около метра от земли, вытесаны топором два «следка». На данный момент это первая находка такого рода в Лен. области, будет ли она единственной, покажет время. Фото автора, 2020 г.

Фольклор

Еще одним перспективным направлением можно назвать фольклор, связанный с сакральными местами. Многое мы только сейчас начинаем «открывать» для себя. Но причина тут отнюдь не в новых открытиях, а в том, что в советские годы фольклор, связанный с сакральными местами, замалчивался.  Например, в одном из фольклорных сборников по Ленинградской области, вышедших в годы господства коммунистической идеологии, 90% «фольклора» было о жизни колхозов и т.п., а древних преданий было перечислено всего 5. Замалчивание происходило по идеологическим причинам – таким образом боролись с пережитками и суевериями. Однако  сейчас то, что тогда считалось пережитками и суевериями, воспринимается как многовековой опыт осмысления мира, места человека в нем, взаимодействия человека с природой. В этом ряду можно назвать легенды о явлении Параскевы Пятницы в Ильешах, изгнании бесов из Конь-камня Арсением Коневецким, чудесном исцелении в Турово, встречах с чертями и русалками на камнях, явлении Николы Угодника в Морье. Но это все сюжеты, которые можно назвать каноническими и более-менее известными. Но есть и более необычные пласты фольклора, практически не изученные. К таким можно отнести рассказы о подземных жителях, живущих в холмах. Кто бы мог подумать, что и у нас, оказывается, тоже есть фольклор о подземных жителях холмов. Данная тема является полностью не изученной, хотя эти предания фиксировались еще в начале ХХ века на Карельском перешейке и восточных районах области. Удивительной фольклорной находкой стали упоминания о почитаемых камнях-сейдах на Гогланде, найденные в финских источниках начала ХХ века. Это открытие снимает вопрос о том, были ли сейды почитаемы в прошлом. Другой аспект – фольклор о подземных ходах. Одним из мест, где много таких рассказов можно услышать и сейчас, является гора Кирхгоф под Красным Селом. Есть подобные рассказы и в других местах – Скворицах, Тайцах, Русско-Высоцком, Кипени. Причем подобные рассказы упоминал еще Н. К. Рерих в начале ХХ века. Только сейчас стал изучаться фольклор связанный с карстовыми воронками. В восточных районах области сохранились рассказы о «дорогах духов», странный и вероятно очень древний сюжет, хорошо изученный в Западной Европе, но у нас отданный на откуп эзотерикам. Отдельный интерес представляют предания о сокрытых кладах. Еще недавно эти легенды рассматривались как указание на бывшие культовые места, однако в свете современных представлений  эта интерпретация может быть существенно пересмотрена и расширена. В целом, поиск в письменных источниках XIX – нач. XX вв. местных легенд и традиций, связанных с различными природными объектами, является также весьма перспективным направлением, способным существенно дополнить наши представления о том, как воспринимали мир жители нашего края столетия назад.

Событие, память, культ

Как гласит известная поговорка, не место красит человека, а человек место. Сакральные места существуют в человеческом восприятии.  Одни места, становятся святыми после какого-либо чуда, исцеления или явления, случившегося с человеком или наблюдаемого им. Другие сначала становятся памятными и лишь спустя время обретают сакральный статус. К таким можно отнести петровскую сосну, бывшую в Лахте, или камень Серафима Вырицкого в Вырице. На их примерах можно проследить, как возникают культы. Особо интересен пример лахтинской сосны, которая изначально была лишь маркером места, где Петр I спасал тонущих моряков, но впоследствии её памятное значение заменилось культовым, рядом была поставлена часовня, а само дерево обрело черты классического карсикко. Этот исторический пример прекрасно показывает, как происходит трансформация в человеческом восприятии событий прошлого, которые обретают особый статус и «освящаются». Есть примеры иного рода, когда культ возникает вокруг могил людей, оставивших по себе добрую память и прославившихся чудесами. В этом ключе можно говорить не только о захоронениях православных святых Арсения Коневского или Серафима Вырицкого, но и о местночитмых неканонизированных, но уважаемых в народе, например,  Екатерине Жаровой в Котлах (Рис. 5) или Василия Трудящегося в Сорочкино. Иногда особый статус обретали места, где жили отшельники. Роль человека в формировании сакральных мест также пока еще является малоизученным направлением.

Рис. 5. Почитаемая могила Екатерины Жаровой в Котлах. Фото автора, 2019 г.

Сакральные места в современном восприятии

В современном мире человек взаимодействует с сакральными местами по нескольким условным направлениям. Первое направление, религиозное – принять участие в крестном ходе или молебне на священном месте, либо оставить там заветные приношения. Второе, утилитарное – например, приехать набрать воды из святого источника или написать отчет о туристической поездке по таким местам для соц. сетей. Если первую форму взаимодействия можно назвать вполне традиционной, то вторую скорее обусловленной современным атеистическим отношением к миру. На взгляд автора, особый интерес представляет третье направление, формирующееся в наши дни.  Это отражение сакральных мест в произведениях искусства – в литературе, живописи, поэзии. Творческое переосмысление сакральных мест. Первопроходцем этого направления стал Н. К. Рерих, в живописи которого нашли отражения священные места Ижорского плато (Рис. 6). В этом же ряду можно назвать современные стихи вепсского поэта-краеведа Виктора Трифоева о камнях Хумбаркиви и Ристикиви, книги И. Туркина «Конь-камень» и Р. Разуванова «Либежгора», изображение камней можно встретить на картинах художников Дмитрия Ткачева (Данилов камень),  Ольги Анциферовой (Лунный камень), Дарьи Курдюковой (камень Пятница), Татьяны Смирновой (сейды) и других. Сакральные места находят свое место в фотоработах Дарины Соболь (Рис. 7). Все эти темы показывают не только современный взгляд на места, но и переосмысление их человеком.

Рис. 6. «Сходятся старцы», Н. К. Рерих, 1898 г. Прообразом для картины послужило раскопанное художником место бывшего почитаемого дуба у д. Озертицы.

Рис. 7. Часовня у святого источника в Турово. Фото Дарины Соболь, 2018 г.

 

Можно констатировать, что старинные сакральные места уверенно находят свое место в современном мире. Люди, как встарь, посещают их, обустраивают, как восстанавливая старые формы (Турово), так и привнося новые (Сяберо). Священные места прошлого актуальны в творческом осмыслении и современной информационной повестке, а их дальнейшее изучение может принести новые неожиданные находки и дополнить (либо изменить) представления об истории нашего края.

 

Вячеслав Мизин, 2020