Издательство «Чтиво» и арт-конгрегация «Русский Динозавр»

 

Цифровой контент и экология. Об издательстве «Чтиво» и арт-конгрегации «Русский Динозавр»

Независимое издательство художественной литературы «Чтиво» открылось в 2017 году силами специалистов из Санкт-Петербурга, Ярославля и Кирова. Изначально проект — ответ существующей литературной олигархии, не позволяющей развиваться молодым авторам и несерийной литературе. Но кроме того «Чтиво» заявило новый формат книгоиздания: более современный  и экологичный.

Ноу-хау заключается в том, что книги издаются изначально в формате цифровых изданий, а уже потом, пройдя проверку спросом, могут выйти в печати. Таким образом достигаются следующие результаты: 

  1. Стоимость производства уменьшается и книг можно выпускать больше (хотя в «Чтиве» не торопятся и отбирают только самые лучшие рукописи, за два года их вышло всего около десяти).
  2. Книгу можно купить в несколько кликов и сразу же загрузить в своё устройство и начать читать, где бы вы ни были.
  3. В печать выходят только проверенные издания по мере роста спроса на них. Основной формат — цифровое издание, поэтому бумага не тратится почём зря. 

Издатели отдают себе отчёт, что печатное книгоиздание никуда не денется, но считают, что массолит может и должен быть переведён в цифру — как для оптимизации взаимодействия авторов, издателей и читателей, так и во благо экологической обстановки. Кроме того, «Чтиво» платит авторам небывалые по нынешним временам роялти — 50% от чистого дохода с каждой проданной книги. 

Основатель «Чтива» — петербургский прозаик Сергей Иннер стал известен в рунете в 10-х годах, благодаря своим вирусным рассказам, таким как «Собеседование», «Последние на Земле», «Блюз» и другие. Кроме «Чтива» Сергей основал также студию «Аудиогиды.ру», создающую контент для музеев и культурных организаций, киноартель «Сновидец.Кино», снимающую короткометражные фильмы, а также арт-конгрегацию «Русский Динозавр», объединяющую в себе все перечисленные бренды и создающую все виды цифрового контента — как по собственному видению, так и на заказ для организаций, «которые любит Русский Динозавр».

Арт-конгрегация успела поработать с ВДНХ, Сколково, Третьяковской галереей, WWF России, Пассажиравтотранс и рядом других организаций, «Чтиво» расширило территорию своего книгоиздания до Екатеринбурга на восток (роман «Мы кому-то нужны», Артём Северский) и до Сан-Франциско на запад (сборник прозы «Проституки на обочине», Эрих фон Нефф).  

В 2019 году в «Чтиве» вышла вторая большая работа Сергея Иннера антироман «Овердрайв» о провинциальном юноше, приехавшем в Санкт-Петербург, чтобы стать рок-звездой, в поисках любви и тайны Великого Но. Но — на следующий день после презентации романа (8 мая 2019) автор пропал без вести. Команда «Чтива» и «Русского Динозавра» продолжила работу и долгое время отказывалась комментировать ситуацию. 

В декабре 2019 года на страницах «Русского Динозавра» в соцсетях появилась информация о том, что с этого момента её возглавляет шеф-редактор Сергей Дедович — продюсер Сергея Иннера и сооснователь некоторых его проектов. Арт-конгрегация продолжает работу под его руководством по сей день. 

Сергей Дедович также является автором сетевой прозы, опубликованной, например, в журнале «Дискурс», но сам он признаётся, что больше является редактором и издателем, чем писателем. 

«Мы получаем гигантское количество достойных рукописей. Некоторые из них много лет не принимало ни одно издательство. Я хочу быть уверен, что всё, что уже написано и должно быть издано, будет издано, а уже потом, может быть, стану писать сам. Огромный козырь нашего издательства в том, что оно основано писателем, изначально настроено на работу с писателями. И мы как зеницу ока бережём принципы, которые заложил Сергей Иннер. Вы можете прочитать об этом в Манифесте Чтивовом», — комментирует Сергей Дедович.

Дедович любит фамильярности, простоту общения и лошадей, не любит пустомель и лжецов. Большую часть сознательной жизни провёл на севере Санкт-Петербурга, в Коломягах (даже посвятил им небольшой сборник поэзии). В данное время занимается развитием «Чтива» и «Русского Динозавра», а также даёт частные уроки и консультации в отношении редактуры и литературного слова.

Сергей Дедович о работе в отсутствии Сергея Иннера:

«У предприятия, основанного писателем, есть обратная сторона. Если вам доводилось общаться с Сергеем, то, возможно, у вас вертелось на языке это словосочетание «Ни на кого не похож». С виду спокойный (порой даже чересчур), немногословный, в чём-то даже скрытный и парадоксально сочетающий в себе вежливость и неприветливость. Но если вы узнавали его немного ближе (а особенно если хоть раз с ним пили), то, наверное, могли видеть и следующий слой: эту наглую, животную, вечно торжествующую, ничем не сдерживаемую свободу от ума. Как нетрудно догадаться, свобода эта постоянно ставила его самого и его дела в огромную опасность. Безумный мир, в который ему удалось себя отпустить, был бесконечно далёк от цифр, договорённостей, расчётов, планов и здравого смысла вообще. Какое-то время Сергей выдавал себя за увлечённого бизнесмена, хотя ему и самому порой становилось от этого смешно. А потом становилось очень плохо. За всей этой пресловутой видимостью человека-скалы, конечно же, таилось хрупкое сердце. Он не выдерживал этого всего. Не мог находиться среди двух миров, которые разрывали его пополам. В конце концов он перестал это делать, и ему стало заметно лучше. Он был в первую очередь чистой воды творцом, любовником хаоса и простоты, ребёнком, заплывшим слишком далеко. А уже потом вечно пьяным плебеем, желающим трахнуть всё, что только способно подмахнуть бёдрами. Он всегда упивался своей жизнью и он искал ещё больше всего этого, снова и снова. Однако построить стабильно развивающееся предприятие для него было невозможно, как невозможно для мустанга прерий собрать икеевский письменный стол.

Впрочем, надо отдать должное: его неприкрытая жажда жизни и тёмная харизма часто заставляли нас забыть об этой невозможности. Сейчас я понимаю, что Иннер, наверное, и сам об этой невозможности знал, и может быть, именно она и явилась причиной его растворения в бытии. Что бы ни случилось с Сергеем, я выбираю верить, что это было хорошо обдуманное действие, а не ход за импульсом, и уж тем более не жестокий поворот судьбы».